Описание основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада "Солнышко" города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с «Солнышко» определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с «Солнышко» направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с «Солнышко» г. Чаплыгина разрабатывается и утверждается ДОУ самостоятельно в соответствии с ФГОС и с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе и др.

При разработке Программы ДОУ определяет продолжительность пребывания детей в ДОУ, режим работы ДОУ в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп.

Данная программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.

Содержание образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с «Солнышко» г. Чаплыгина обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурны единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Возрастные и индивидуальные особенности детей.

Основная образовательная программа ориентирована на детей от 2 лет до 7 лет. Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): (2- 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно- исследовательская (исследования объектов окружающего мира экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Примерные парциальные программы

Для реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с «Солнышко» г. Чаплыгина используются следующие парциальные программы:

1.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

2.Н.А.Арапова «Формирование элементарных математических представлений в д/саду для занятий с детьми от 2 до 7 лет. Программа и методические рекомендации» Изд. Мозаика-Синтез,Москва  2006г

3.Е.Ю.Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» Изд. Учитель, 2007г

4.А.Аранова «Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, Москва, 2005г.

5.В.И.Авенков «Семицветик», Программа по экологии.

6.Воронкович О.А. Парциальная  программа по  формированию экологической культуры у детей младшего возраста «Добро пожаловать в экологию!» СПб : «Детство-Прасс», 2014г.

7.Гербова В.В. Приобщению детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.; Мозаика - Синтез, 2005.

8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2 изд., перераб. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕС» 2000.- 304с.)

9.Программа  С.Н.Николаевой «Юный эколог» Система работы в младшей группе д/сада с детьми 2-4 года, М .2010г.

10.«Мы» Программа экологического образования детей СПб, Детство_Пресс, 2002г

11.И.А.Лыкова .Дополнительные парциальные программы  «Цветные ладошки», И.А.Лыкова «Мы лепим, мы играем», Москва, 2007г.

12. И.А.Лыкова  «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет», Москва, 2007г.

13.Лаврова Л.Н. Проектная деятельность с дошкольниками по краеведению: учебно-методическое пособие Л.Н.Лаврова, И.В.Чеботарева –Липецк: ЛИРО, 2013. – 154с.

14. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ СФЕРА, 2008. – 240с.)

15.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – Синтез, 2006; 192с.

.


МБДОУ д/с "Солнышко" г. Чаплыгин

Яндекс.Метрика