pasport

Проект 

приобщение детей 

к истокам 

русской народной культуры

 

1

Выполнила: воспитатель высшей категории

 МБДОУ д/с «Солнышко»

Подлесных Т.С.

 

Г. Чаплыгин

2013 г.

Паспорт проекта:

 

Вид проекта:    творческо – информационный

 

Продолжительность проекта:  долгосрочный

 

Участники проекта: дети, воспитатели, концертмейстер, родители воспитанников

 

Образовательные области:  коммуникация, социализация, познание,

художественное творчество, труд.

 

Актуальность темы:

 проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач по краеведению, использование региональных и парциальных программ воспитания детей на традициях народной культуры.

 

Цели проекта

создание условий, раскрывающих творческий  и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к культуре и истории родного края.

 

Задачи проекта:

  • Познание: знакомить детей с предметами русского быта в системе «было - стало»
  • Коммуникация: развивать у детей умение общаться, задавать вопросы. Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.
  • Социализация: воспитывать интерес к народным традициям и обычаям русского народа, вызвать желание следовать им в обычной жизни. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю.
  • Художественное творчество: развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами

 

Предполагаемый результат:

  • Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
  • Расширение связей ДОУ с социумом.
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Роль родителей в реализации проекта:

  • Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
  • Сбор информации
  • Участие в создании групповом макете «русской избы»

 

Продукт проектной деятельности:

  • Создание в группе макета «русской избы»
  • Поделки детей

 

Презентация:

  • Выставка книг русских народных сказок
    • Развлечение «В гостях у хозяюшки»
    • Выставка продуктов деятельности детей.

 

 

 

Содержание проекта:

 

  1. Паспорт проекта.
  2. План реализации проекта.
  3. Материалы, используемые для реализации проекта.
  4. Обобщение: Конспект развлечения «В гости к хозяюшке».
  5. Литература.

 

 

 План реализации проекта:

 

  1. Выбор темы проекта.
  2. Разработка проекта:

 - план деятельности, предложенный детьми.

      3.Выполнение проекта:

 

В течение  года наша группа работала над данным проектом.

Свою работу мы начали со знакомства с устным народным творчеством.

Обратили внимание детей на непонятные малышам слова и выражения: «горница», «чугунок», «лапти», «коромысло». Нам приходилось разъяснять их значение, опираясь на фотографии или картинки, но этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметах русского быта.

 При посещении краеведческого музея, в котором представлены обширные композиции, мы познакомили детей с  историей и  традициями родного края. Самое главное, дети освоили правила гостеприимства, которым так славится русский народ: «Чем богаты - тем и рады».

В доме Мещанского быта познакомили детей с выставкой предметов народных промыслов и игрушек, с назначением кухонной утвари.

В уголке  женского рукоделия, рассмотрели какие приспособления использовали девушки для вышивания, прядения. Увидели деревянные пяльцы, прялку, ее дарили на день рождения даже девочкам.

В уголке предметов домашнего обихода. Дети узнали, что для глажения белья применялись рубель, валек, скалка. С огромным удовольствием, затаив дыхание дети расставляли на столе старинную посуду (самовар, тарелки, чугунки, деревянные ложки), протирали ее расписным полотенцем, разыгрывая сюжетно-ролевую игру «Каша из топора».

Познакомили с историей русского национального костюма (расписные сарафаны с передниками, рубахи). Обрили внимание детей на украшение одежды, вышивку с разнообразным узором, использование мехов.

Полученные представления позволили дошкольникам включаться в активную самостоятельную деятельность при создании одежды для кукол.

Дети принимали активное участие в создании выставки  «Кукла-самокрутка», «Кукла - пеленашка»,кукла из ниток, соломенная кукла.

Как результат проведенной работы в группе создан макет русской избы и рукотворной народной игрушки. В формировании экспонатов принимали участие дети и родители.

 Знакомим детей с историческим прошлым нашего города Раненбурга.

Мы  участвовали в смотре - конкурсе на лучшую организацию предметно-развивающей среды с элементами старины.

Для драматизации  сказок и игровой импровизации сшили народные  и ролевые костюмы.

Наши дети участвовали в конкурсе «Марья-краса  длинная коса».

На примере  фольклорных, календарно-обрядовых праздников знакомим детей с традициями русского народа.

Подготовили и провели развлечение «Встреча жаворонков». В старину верили, что весна потому и наступает, что ее птицы приносят. В домах пекли из теста вкусных ароматных жаворонков.

 Ко дню защитника Отечества подготовили развлечение «Богатыри земли русской», где ребята показали свою удаль, ловкость и сноровку.

К проведению народного праздника «Масленица» готовился весь детский сад.  Водили хороводы, жгли Бабу, а закончился праздник угощением - блинами.

Будем участвовать в празднике «Пасха».

Готовим выставку пасхальных композиций.

На физкультуре – изучаем русские народные игры.

С музыкальным руководителем дети изучают попевки, частушки, водят хороводы, учатся играть на музыкальных инструментах (бубне, дудочке, трещотках, колокольчиках), слушают, как звучит балалайка, гармонь, гусли.

Из соленого теста лепили фигурки по мотивам дымковских барышень, их Вылепленные фигурки украсили элементами дымковской росписи. Познакомили с элементами городецкой росписи, с филлимоновскими свистульками.

 

4.Подведение итогов, выбор нового проекта.

    

Результат проекта:

- у детей появился значительный интерес к русскому народному творчеству.

- сформировался необходимый минимум исторических знаний.

 -пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве России.  

-  расширились знания о традициях русского народа.

 - возросло желание  детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.

- повысилась  заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

 Вот так в игровой форме передаются знания, традиции от старших поколений к младшим, воспитывается любовь и уважение к прошлому страны.

Литература:

 

1. Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре». 1991.

2. Данилина Г.Н. «Дошкольнику об истории и культуре России», 2003

3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»., 2008

4. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под ред. Т.И. Оверчук, 2004

5. Орлова А.В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995

6. Патриотическое воспитание дошкольников. Ребенок в детском саду. – 2006. - №2.

7. Патриотическое воспитание дошкольников. Ребенок в детском саду. – 2006. - №3.

 

 

МБДОУ д/с "Солнышко" г. Чаплыгин

Яндекс.Метрика