…Но всех чудес прекрасных на земле 

    Чудесней слово первое ребенка.

Петр Семынин.

Логопед МБДОУ д/с «Солнышко» - Иванова Инга Александровна. Немного о себе – образование высшее, имею первую квалификационную категорию, работаю в детском саду учителем-логопедом с 2003года.

    В нашем саду организована логопедическая группа, дети поступают в неё по решению психолого-медико-педагогической комиссии.

    Основными задачами логопедической группы является:

 - коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

 - своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

 - активизация познавательной деятельности детей;

 - развитие мелкой моторики;

- пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей (законных представителей).

    Основной формой организации коррекционно – развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

Истоки способностей и дарований

                                                                          детей – на кончиках их пальцев.

В.А.Сухомлинский

    Большое значение на своих занятиях я уделяю развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей.

    Известно, что развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

     Мной в начале каждого занятия с детьми проводится пальчиковая гимнастика. В начале задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в последующем – двумя руками вместе. Также в ход занятия включаются упражнения для развития мелкой моторики руки, а в последующем и задания направленные на подготовку руки к письму. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводятся систематически – на логопедических занятиях, на занятиях с воспитателем, во второй половине дня в самостоятельной деятельности детей.

На индивидуальных занятиях использую такие упражнения как: «Помоги Ивану Царевичу»(выложить по трафарету дорожку из крупы) «Накорми бутылочного человечка»(вкладывание в «рот» «Бутылочного человечка» пуговиц соответствующей формы,величины и цвета), «Золушка» (рассортировать фасоль – горох, или гречку – рис), «Макаронные бусы» (по образцу в определенном порядке собираются бусы из цветных макарон). Ребята с удовольствием выполняют задания эти задания.

Советы родителям 

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитие элементарных навыках самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе. Работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка дошкольного возраста.

      Ниже на фотографии представлены самодельные пособия для развития мелкой моторики руки, которые обязательно понравятся ребенку, и помогут Вам организовать интересную работу дома.

Пальчиковая гимнастика

НАШИ ПАЛЬЦЫ

    Пальцы встали дружно в ряд (показать ладони с выпрямленными пальцами).

    Десять крепеньких ребят (сжать пальцы в кулак).

    Эти два – всему указки (показать два указательных пальца),

    Все покажут без подсказки (придержать их большими пальцами).

    Пальцы – два середнячка (показать два средних пальца),

    Два здоровых бодрячка (придерживать их большими пальцами).

    Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы (показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами).

    Два мизинца-коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами).

    Пальцы главные средь них (показать два больших пальца, остальные сжать в кулак).

    Два больших и удалых.

       ШАРИК

Надуваем быстро шарик –

Он становится большим.

Вдруг наш шарик лопнул,

Воздух вышел – ш-ш-ш!

Стал он тонким и худым.

    Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них – пальцы принимают форму шара. Воздух выходит – пальцы в исходное положение.

     КОРЗИНКА

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

     Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони «разъезжаются» и между пальцами образуются зазоры. Большие пальцы соединены в виде ручки.

    

    КОЛОКОЛЬЧИК

Колокольчик все звенит,

язычком он шевелит.

   Ладони вверх, пальцы обеих рук переплетены. Средний палец правой руки опущен вниз, его можно вращать.

         СТУЛ

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

    Левая ладонь строго вверх. К ее нижней части представляется правая, сжатая в кулак (большим пальцем к себе). Можно менять положение рук.

        СТОЛ

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

    Левая рука сжата в кулак. Сверху на нее опущена ладонь правой руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук.

«Артикуляционная гимнастика»

    Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе,хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.  Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звуко произношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись.

- Упражнения проводятся сидя перед зеркалом, не спеша, без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.

- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

- Упражнения проводятся в определенной последовательности – от простых к более сложным.  

   

Артикуляционная гимнастика

1. упр. «Улыбка»

Растянуть губы в улыбку, зубы обнажены

Мы понравимся лягушкам,

Губы тянем прямо к ушкам.

2. упр. «Трубочка»

С напряжением вытянуть губы вперед (зубы сомкнуты).

В гости к нам пришел слоненок –Удивительный ребенок. На слоненка посмотри – Губы хоботом тяни!

3. упр. «Часики»

Губы в улыбке, язык движется влево, вправо.

Подбородок неподвижен.

Тик - так, тик – так, ходят часики вот так.

Влево - тик, вправо – так, ходят часики вот так!

4. упр. «Лопатка»

Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

Язык широкий, гладкий,

Получается – лопатка!

5. упр. «Иголочка»

Губы в улыбке, рот открыт, узкий язык тянется вперед.

Улыбаюсь: вот шутник – Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок.

6. упр. «Лопатка – уголочка»

Чередование этих двух движений и переключение положения языка

с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

То – иголка, то-лопата Язычок у вас, ребята.

7. упр. «Футбол»

Рот закрыт, кончик языка с напряжением упирается в щеку.

Замечательный футбол

Забиваю в щеку – гол!

Оттого люблю игру,

что я многое могу!

8. упр. «Мостик»

Губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы,

язык выгибается.

Спинка язычка сейчас, станет мостиком у нас. Ну-ка, мостик,поднимайся!

Долго крепким оставайся!

9. упр. «Месим тесто»

Улыбнуться, пошлепать языком между губами «пя-пя-пя-пя».

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

10.упр. «Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внешней стороны

«почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Снует зубная щетка, как по морю лодка,

Как по речке пароход, по зубам она идет,

Вверх и вниз, туда – обратно, чистить зубы нам приятно.

11.Упр. «Качели»

Губы в улыбку, рот открыт, кончик языка за верхние зубы

кончик языка за нижние зубы.

На качелях я лечу: Вверх – вниз, вверх – вниз. Я пою, лечу, кричу:Вверх – вниз, вверх – вниз.

12. упр. «Чашечка»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, высунуть широкий язык и

придать ему форму «Чашечки».

Весела сегодня Лена, Просто необыкновенно! Ведь из этой чашки чайной Вкусен чай необычайно!

13. упр. «Лошадка»

Губы в большой улыбке, медленно «поцокать» языком,

будто едешь на лошадке.

14. упр. «Грибок»

Улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке,

широкий язык присасывается к верхнему небу, остается наверху.

Боровик в лесу родился. Вздернул шляпу, загордился. Чтоб свой нос не задирал, Гордеца грибник сорвал.


МБДОУ д/с "Солнышко" г. Чаплыгин

Яндекс.Метрика